http://i079.radikal.ru/0911/50/7aa0b417d3f1.jpg

Оригинал статьи находится здесь. Большое спасибо photo_labirint за возможность перепечатки ее статьи.

Не знаю, как вам, а мне всегда интересно было, кто в фильмах с всевозможными драками занимался постановкой этих самых драк. Эти люди всегда остаются очень за кадром, а между тем ведь именно благодаря им фильмы становятся захватывающими и красивыми - хорошая драка всегда украшает, тогда как плохая может безнадежно испортить даже самый глубокомысленный и интересный фильм. Вот одним из таких людей, которые помогали режиссерам сделать фильмы красивее, был Ёсио Сугино (1904-1998), мастер кобудзюцу, то есть старых, традиционных японских боевых искусств, и в частности искусства владения мечом.
Сугино прожил длинную жизнь, 94 года, и вся эта жизнь была посвящена боевым искусствам. Он плотно занимался дзюдо, потом его интерес перешел на более старые и менее спортивные техники. Обучался он в одной из старейших сохранившихся школ, Тэнсин Сёдэн Катори Синто-рю (сейчас там преподает его сын). Потом Сугино и сам стал инструктором и преподавал во многих школах, в том числе и своей собственной.

В начале 50-х Куросава засобирался снимать самурайскую драму, причем фильм планировалось сделать интересным и развлекательным, и достичь этого предполагалось, среди прочего, засчет максимально аутентичных драк. Когда после нескольких неудачных попыток был, наконец, выбран сюжет и написан сценарий, понадобилось разыскать мастера боевых искусств в качестве инструктора и постановщика боев. Куросава обратился за этим в Министерство образования, которое передало его запрос более профильному Сообществу поддержки классических боевых искусств. Там-то Куросаве и порекомендовали двух мастеров - Дзюндзо Сасамори и Ёсио Сугино. Вскоре произошла их встреча с Куросавой и несколькими основными актерами, и Куросава рассказал о будущем фильме - о том, что сюжет очень простой: крестьяне всей деревней нанимают семерых самураев, чтобы те защитили их от разбойников; и что в фильме нужны захватывающие и реалистичные драки. Оба сенсея согласились помогать Куросаве. Однако, Сасамори совсем недолго пришлось работать над фильмом, поскольку Министерство образования отрядило его в Европу. Сасамори утешил Куросаву: "Вам незачем волноваться, Сугино может обучить всему, от копьев или иаи до айкидо, так что вы попали в хорошие руки." Куросава прислушался к этим словам Сасамори и не стал искать ему замены. Так Сугино остался единственным инструктором боевых искусств в фильме "Семь самураев" (правда, у него был ассистент - его ученик Сумие Исибаси.)

http://s57.radikal.ru/i156/0911/07/5644497e43f1.jpgТосиро Мифунэ и Ёсио Сугино

Сугино обучал актеров базовым движениям Катори Синто-рю и, естественно, правильному обращению с оружием. Особенно сильно "досталось" Сейдзи Миягути, исполнителю роли мастера меча Кюзо - прототипом этого персонажа был Мусаси Миямото, и на экране все должно было выглядеть соответствующим образом, а Миягути между тем ни разу в своей жизни не брал меча в руки. Так что мастерство Кюзо было достигнуто совместными усилиями - Миягути, Куросавы и, конечно, Сугино.

http://s56.radikal.ru/i152/0911/6a/d036ea55eb5a.jpgСлева направо: Сугино, Миягути, Мифунэ, Кимура.
Слева за кадром есть еще остальные самураи, а также Куросава и Сасамори

Сугино же и занимался постановкой поединков в фильме. Кроме того, Куросава обратил внимание на походку сенсея и вообще его манеру двигаться. Конечно, самураи эпохи Сэнгоку, не расстававшиеся с мечом и всю жизнь занимавшиеся боевыми искусствами, должны были двигаться совсем не так, как крестьяне той же эпохи и, конечно, совсем не так, как актеры двадцатого века. Поэтому для большей аутентичности Куросава велел актерам копировать движения Сугино, который все-таки из всех присутствующих был, так сказать, ближе всех к самураям. Таким образом, получилось, что Сугино помог и не только с непосредственно боями.

http://i060.radikal.ru/0911/59/2d1160cc979b.jpgНа сьемках "Ёдзимбо". Сугино инуструктирует Мифунэ, справа - Куросава

Кроме "Семи самураев", Сугино работал с Куросавой над "Ёдзимбо" и "Потаенной крепостью" (кстати, в "Потаенной крепости" как раз есть очень интересная драка, на копьях - нечасто в фильмах увидишь драку на копьях. Вот постановкой занимался как раз Сугино).

http://s40.radikal.ru/i090/0911/96/83fdb8e17f4d.jpgНа сьемках "Ёдзимбо". Справа за Мифунэ - Ёсио Сугино. Куросаву, думаю, отыщут все

Сугино помогал не только Куросаве, но многим режиссерам, в том числе и театральным. Из самых известных фильмов, которые можно назвать - это, конечно, в первую очередь трилогия про Мусаси Миямото, где оного сыграл Мифунэ (режиссер - Хироси Инагаки).

http://s52.radikal.ru/i135/0911/ef/03a67dde8594.jpgНа сьемках "Миямото Мусаси". Крайний справа - Сугино, в машине сидит Мифунэ