Камиидзуми Хидэцуна
около 1508 - 1577
Хидэцуна принадлежал к клану Камиидзуми, служившего семье даймё Уэсуги который, в свою очередь, служил сёгунату Асикага (Эпоха Муромати, 1333-1467гг.).
После потери семьей Уэсуги региона Канто (вокруг современного Токио) Хидэцуна служил в армии Нагао Кагэтора (в дальнейшем взявшим имя Уэсуги Кэнсин), пытавшегося отвоевать потерянные земли. После того как Такэда Сингэн разгромил армию Кагэтора, Хидэцуна с госртью выживших присоединился к Сингэну.
Однако, уже вскоре он просил Сингэна об освобождении от обязанностей: Хидэцуна сменил образ жизни — начал путешествовать с целью научиться фехтованию. Хидэцуна провозгласил лозунг «Кэндзэн-ити» ("Меч и Дзэн суть одно и то же") и основал школу фехтования Синкагэ (Новая Кагэ). До этого существовала школа Кагэ, основанная самураем Аису Хисатада (1452-1538 гг.). Хидэцуна же вложил в понятие «кагэ» смысл пассивного поведения в бою, отслеживание действий противника и мгновенную реакцию на его просчеты. Один из учеников так сформулировал основной принцип школы: «Меч школы Синкагэ — это не клинок ян, а клинок инь. Это не означает использование любой ситуации для получения результата, это позиция быть без позиции. Принцип Синкагэ — это делать поступки в соответствии с движениями противника». — Мицуёси (1607-1650 гг.), книга «Цуки-но Сё».
Хидэцуна создал симбиоз дзэн-буддизма и фехтования.
Буддийская идея о покорном следовании воле небес и принципе просветления (сатори) удачно слились в гармоничное целое с искусством фехтования. Это была новаторская идея, так как в XVI веке фехтовальщики придерживались агрессивного стиля боя. Наиболее знаменит был Цукахара Бокудэн (1490-1571 гг.). С 1512 по 1562 год он участвовал в 39сражениях и 49 дуэлях, отправив на тот свет 212 человек.
Он был практик, агрессивный и резкий, однако писал стихи и оставил после себя поэтический трактат о ведении боя с применением оружия. Свое кредо Бокудэн сформулировал так: «Урок, который воин изучает вновь и вновь, в конце-концов всегда означает лишь одну вещь— смерть». Поэтому на фоне общепринятой активной методики фехтования пассивные идеи школы Синкагэ выглядели революционными.
Впоследствии все школы кэндо в Японии в той или иной мере использовали разработки фехтовальщиков этой школы и мастер Хидэцуна стал культовой фигурой в японском фехтовании.
Случай, произошедший с Хидэцуной, вошедший в оригинальный фильм Куросавы.
Хидэцуна и его свита из пяти человек, среди которых был его сын и его ученик Хикита Тоёгоро, направлялись к храму Мёко в Овари, когда встретили толпу крестьян, которые были чем-то возбуждены и обеспокоены. Расспросив их, они узнали, что какой-то сумасшедший взял в заложники ребёнка, укрылся с ним в амбаре и грозится убить ребёнка мечом, если кто-нибудь приблизится к нему. Родители ребёнка были в отчаянии, обращались ко всем за помощью, но никто, похоже, не знал, что делать.
Хидэцуна заметил в толпе буддийского монаха. Он одолжил у него одеяние и надел его, а Тоёгоро побрил ему голову. Затем он велел сделать два рисовых шарика, и, держа их в двух руках, направился к амбару, естественно, не взяв с собой меча. Когда безумец увидел его, он закричал, что если тот сделает ещё один шаг и войдёт в амбар, то ребёнок будет мёртв. Хидэцуна протянул ему рисовые шарики и спокойно сказал: "Я слышал, вы ничего не ели со вчерашнего дня. Я принёс один шарик ребёнку и один для вас, из сострадания нашего Владыки Будды." Затем он сказал, что лучше тогда бросит ему шарики, а не будет передавать из рук в руки. Безумец левой рукой держал ребёнка за шею, а в правой держал меч. Хидэцуна сперва бросил ему один шарик. Безумец отпустил ребёнка и поймал его левой рукой. Хидэцуна бросил второй шарик, и тот выпустил меч, чтобы поймать его правой рукой. Хидэцуна мгновенно прыгнул в амбар, отбросил меч ногой и повалил безумца.
Буддийский монах был весьма впечатлён тем, что мастер меча намеренно отложил своё оружие и одолел маньяка голыми руками. Когда Хидэцуна вернул монаху одолженное у того одеяние, он, в свою очередь, подарил ему одеяние, в знак того, что Хидэцуна достиг кэндзэн-итти, состояния, в котором, как считается, искусство дзэн и искусство меча становятся одним целым.Говорят, Хидэцуна очень ценил это одеяние и завещал его одному из своих учеников.
Источники:
Биография - Баженов А. Г. "История японского меча"
История о спасении: Сато Хироаки, перевод и примечания к "Хэйхо Кадэн Сё" Ягю Мунэнори