7 самураев - 7 богов

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » 7 самураев - 7 богов » Оружейная » Японский лук


Японский лук

Сообщений 1 страница 17 из 17

1

нашла интересную статью, думаю, достойно отдельной темы. пы сы, надо бы и оружие разнести по видам потом.

Ойген Херригель

"Дзен в искусстве стрельбы из лука"

Одна из важнейших особенностей стрельбы из лука и всех остальных искусств в странах Дальнего Востока (особенно в Японии) состоит в том, что они не служат никаким прикладным целям и не созданы для чисто эстетического наслаждения. Их задача — развить сознание и привести его в соприкосновение с конечной реальностью. Так, стрелять из лука учатся не только для того, чтобы попасть в мишень; меч вынимают из ножен не для того, чтобы поразить противника; танцуют не для того, чтобы совершать ритмичные движения тела; все эти занятия направлены на достижение гармонии между сознанием и бессознательным.

В странах Дальнего Востока современное оружие серьезно потеснило старинные боевые средства лишь несколько поколений назад, навыки обращения с ними не пропали и до сих пор неустанно осваиваются в самых широких кругах. Может быть, вы ожидаете найти здесь описание особых методов, которые применяются в Японии, где стрельба из лука — национальный вид спорта? Подобное предположение в корне ошибочно. Для Японии стрельба из лука — это наследие предков, искусство и, как ни странно, ритуал. И, таким образом, под «искусством» стрельбы из лука понимаются не спортивные навыки, более или менее усваиваемые с помощью упражнений, а умение, истоки которого следует искать в духовной практике; цель его — выстоять в духовном поединке: в принципе, стрелок целится в самого себя и при этом, возможно, в самого себя попадает.

стрельба из лука сейчас, как и прежде, — это вопрос жизни и смерти в той степени, в какой она является сражением стрелка с самим собой, что вовсе не жалкая подмена, а важнейшая основа битвы с реальным противником. Таким образом, только в сражении стрелка с самим собой раскрывается истинная сущность этого искусства

Ответ на вопрос, как японские мастера стрельбы из лука рассматривают и описывают сражение стрелка с самим собой, может показаться весьма загадочным. Потому что для них сражение состоит в том, что стрелок целится в самого себя — и не в самого себя, попадает в самого себя — и не в самого себя. Таким образом, он являет собой одновременно и целящегося, и цель — того, кто попал, и того, в кого попали. Или, как говорят мастера стрельбы из лука, стрелок, несмотря на все свои действия, становится недвижным центром. Тогда происходит самое великое: искусство становится безыскусным, стрельба превращается в не-стрельбу, в стрельбу без лука и стрелы, учитель снова становится учеником, мастер — новичком, конец — началом, а начало — совершенством.

Для начала мастер показал нам японские луки и объяснил, что их необыкновенная мощь связана с особенностями конструкции и с материалом, из которого их преимущественно изготавливали, то есть с бамбуком. Но гораздо важнее ему казалось обратить наше внимание на чрезвычайно благородную форму, которую принимает почти двухметровый лук, как только натягивают тетиву, то есть оснащают его для стрельбы. Совершенство этой формы проявляется тем отчетливее, чем сильнее натягивают тетиву. «Если она натянута в полную меру, то лук обретает космическую завершенность, — добавил мастер, — и именно поэтому важно научиться делать это правильно». Потом он взял самый лучший и тугой из собственных луков и в подчеркнуто торжественной позе несколько раз отпустил слабо натянутую тетиву. При этом раздавался звук, который невозможно забыть, если слышал хотя бы раз, настолько он своеобразен и так глубоко проникает в душу. Он был резкий и протяжный одновременно. С древности этому звуку приписывают тайную силу: якобы он изгоняет злых духов. И я прекрасно понимаю, почему все японцы в это верят. После сего чрезвычайно значимого вводного акта очищения и посвящения мастер предложил нам внимательно за ним наблюдать. Он вложил стрелу, натянул тетиву настолько, что я уже испугался, что лук не сможет подтвердить свою способность обретать космическую завершенность, и наконец выстрелил. Это действо потрясало своей красотой и, казалось, происходило без каких-либо усилий. Потом мастер дал указание: «Сделайте то же самое, но имейте в виду, что стрельба из лука не ставит своей задачей укрепление мускулатуры. Для натяжения тетивы не нужно использовать всю силу мышц, следует научиться задействовать только кисти рук, мышцы плеча остаются свободными, и кажется, что они не участвуют в процессе вообще. Только научившись этому, вы выполните одно из условий, при которых натяжение тетивы и выстрел становятся духовными». Мастер взял меня за кисти рук и медленно выполнил ими все фазы движения, которые нужно было повторять до тех пор, пока они не станут привычными. Уже при первой попытке слегка натянуть тетиву я понял, что мне приходится прикладывать заметные усилия. Европейский спортивный лук держат на уровне плеча, так что на него можно опереться. А лук японский, как только в него вкладывают стрелу, следует поднять на почти полностью вытянутых руках, так что кисти находятся выше головы. Таким образом, не остается ничего другого, кроме как равномерно разводить их в стороны, и чем больше они друг от друга отдаляются, тем ниже опускаются, совершив поворот; в результате левая кисть, которая держит лук, оказывается на уровне глаз, а кисть согнутой правой руки, которая натягивает тетиву, размещается над правым плечевым суставом, и почти метровая стрела своим острием лишь слегка выступает за внешний край лука (столь велико натяжение). В такой позе стрелок должен пребывать некоторое время, прежде чем наступит момент, когда можно произвести выстрел. Поскольку, чтобы натянуть те-тиву и удержать лук, мне приходилось затрачивать много сил, через несколько минут кисти рук начинали дрожать, а дыхание становилось все более и более тяжелым. Так продолжалось в течение нескольких недель. Процесс натяжения был очень трудным и, несмотря на усердные тренировки, никак не хотел становиться духовным

А потом настал день, когда терпение потерял я, созревший для того, чтобы признаться, что не могу натянуть лук предписанным способом.

«Вы не можете, — просветил меня мастер, — потому что неправильно дышите. Сделав вдох, опустите дыхание вниз так, чтобы брюшная стенка умеренно напряглась, и какое-то время удерживайте воздух. Потом максимально медленно и равномерно выдохните, чтобы после небольшой паузы еще раз быстро сделать очередной глоток воздуха, — продолжайте делать выдохи и вдохи, ритм которых постепенно определится сам. Если будете делать это верно, то почувствуете, что с каждым днем стрелять становится все легче. Потому что при правильном дыхании вы обнаружите источник вашей духовной силы, который будет тем изобильнее, чем свободнее будете вы сами». Для наглядности он натянул свой тугой лук и предложил мне подойти сзади и проверить мышцы его рук. Они и на самом деле были напряжены столь мало, как будто не выполняли вообще никакой работы.

Новый способ дыхания, сначала без лука и стрелы, я осваивал до тех пор, пока он не стал привычным. Некоторое смущение удалось преодолеть довольно быстро. Максимально медленномУ. но при этом непрерывному и постепенно иссякающему выдоху мастер придавал столь большое значение, что для тренировки и контроля соединил его с зуммером. И только когда с последней порцией воздуха звук замирал, можно было делать новый вдох. «Вдох, — сказал как-то мастер, — связывает и соединяет, при удерживании дыхания вы вызываете правильный ход вещей, выдох расслабляет и всё завершает, преодолевая любые ограничения».
Потом мастер перешел к следующему этапу: совмещение дыхания (которое отрабатывалось вовсе не ради него самого) с фазами стрельбы из лука. Весь процесс — от натяжения до пуска стрелы — был разделен на отрезки: взять лук — вложить стрелу — поднять лук — натянуть тетиву и сохранить максимальное натяжение — произвести выстрел. Каждый этап предваряется вдохом, осуществляется при удерживании направленного вниз воздуха и завершается выдохом. При этом само по себе выяснилось, насколько важную роль выполняет дыхание: оно не только определяет отдельные этапы, но еще и соединяет их ритмически — у каждого человека индивидуально, в зависимости от уровня владения техникой. Несмотря на подобное дробление на отрезки, весь процесс мыслится как цельное действие, существующее за счет самого себя и в самом себе, оно не имеет ничего общего с гимнастическими упражнениями, где есть возможность исключить или добавить отдельные элементы, не нарушая при этом ни смысла, ни характера самого процесса. Воскрешая в памяти те дни, не могу не вспоминать о том, как поначалу трудно было задействовать дыхание. Технически я делал все правильно, но если следил за тем, чтобы при натяжении тетивы плечевые мышцы оставались свободными, то невольно сильнее напрягал ноги, как будто все дело было в твердой опоре и стабильной позе.

Я научился настолько беззаботно растворяться в дыхании, что иногда появлялось чувство, будто дышу не я, а, как бы странно это ни звучало, «дышат меня». А когда задумывался, сосредоточившись на своих удивительных ощущениях, то уже не сомневался в том, что дыхание выполняет обещанное мастером. Иногда (а со временем все чаще и чаще) мне удавалось натянуть лук при полной расслабленности всего тела и держать натяжение до конца, хотя я не мог объяснить, как это происходит. Качественное различие между этими редкими удачными и все еще многочисленными неудачными попытками было столь убедительным, что я готов был признать, что, наконец, понял, что же имеется в виду под «духовным» натяжением лука.

Итак, вот где собака зарыта: нет никакой уловки, разгадать которую я напрасно пытался, а есть освобождающее и открывающее новые возможности дыхание. Говорю об этом с полным знанием дела. Я ведь понимаю, сколь велико в таких случаях искушение поддаться самообману и переоценить значение опыта только потому, что он крайне необычен.

«Великий мастер, — сказал господин Комачия, — должен быть одновременно и великим учителем, у нас это одно и то же. Если бы он начал занятия с дыхательных упражнений, он не смог бы убедить вас в том, что основные успехи связаны именно с тем, как вы дышите. То есть вы должны были сначала пережить крушение собственных усилий, прежде чем схватиться за-спасательный круг, который он вам бросит. Поверьте, мне по собственному опыту известно, что вас, как и любого ученика, мастер знает гораздо лучше, чем мы знаем самих себя. В душах своих учеников он читает гораздо больше, чем, возможно, им бы хотелось».

+1

2

кому интересно- почитайте всю статью здесь

0

3

Японский лук (юми) имеет длину от 180 до 250 см. Один из луков, принадлежащих легендарному стрелку Минамото Тамэтомо, вообще имел высоту 280 см. При этом надо учитывать, что в отличие от английского или монгольского японский лук ассиметричный, и его нижний конец в два раза короче верхнего. Подобный тип лука встречается также у эвенков. Тетива его натягивается не до уха, как в английском луке, а за ухо назад, а длина стрелы может составлять от 11 до 15 ладоней. Стрельба из него велась как из положения стоя, так и с колена или на скаку.
Для самурая умение владеть луком было столь же важно, как и умение владеть мечом, и существовала целая серия разнообразных вариантов состязаний по стрельбе. В "ябусамэ" воин должен был на полном скаку поразить серию неподвижных мишеней, выпустив по три стрелы с интервалом в 10 секунд. "Инагаси" напоминало стендовую стрельбу по летящим целям. "Энтэки" тренировало способность выпускать стрелу на дальние дистанции, и согласно легендам, выдающиеся стрелки выпускали стрелы, летящие на расстояние до километра. Во всяком случае, сражение очень часто начиналось с обмена "дальними стрелами", превращавшимися в подобие соревнования снайперов, перешибавших основание веера или перерезавших тетиву лука противника стрелой с раздвоенным наконечником с расстояния в несколько сот метров. В "инуэмоно" группа всадников обстреливала тупыми стрелами убегавшую от них собаку.

Существовала и система стрельбы на время, когда в течение суток воин мог, не останавливаясь, выпустить несколько тысяч стрел. Рекорд XVII века - некий Вадза Датира выпустил за 24 часа 8133 стрелы, то есть грубо говоря, по 340 стрел в час. В минуту это получается всего 5-6 стрел, но ведь испытание длилось 1140 минут! А обычная боевая скорострельность японских лучников составляла 2-3 стрелы, как и английских.
Кроме большого лука, в Японии существовал и маленький, "половинный" (ханкю). Высокие дайме носили его, когда путешествовали куда-либо в паланкинах. В случае необходимости, такой лук можно было пускать в ход, не выходя из паланкина. Уважали ханкю и ниндзя, ведь его было гораздо проще спрятать, можно было носить при себе, а для того, чтобы "снять" часового или выстрелить в помещение через открытое окно, он был гораздо удобнее, хотя он не был дальнобойным. Обычно перед ниндзей не стояла задача пробить одной стрелой трех человек в доспехах, стоящих один за другим, как этом можно было сделать, стреляя из юми.

0

4

чел делал бамбуковый лук

0

5

хорошая статья в "Вокруг света"

Традиционные японские луки юми делились на большие, от 1,8 м до 2,25 м, — дайкю и малые — ханкю, величиной в половину большого. Лук размером около 2,5 м принадлежал легендарному Тамэтомо — великану из клана Минамото. Этот человек ростом более 2 метров возвышался над обычными людьми более чем на полметра. Его левая рука была длиннее правой на 21 см, что позволяло ему сильнее других натягивать тетиву и дальше всех посылать свои стрелы, которых он одной рукой мог взять целых 15 штук. И это при том, что стрелы японских луков могли поражать цель на расстоянии до 400 метров!
Чтобы из лука было удобнее стрелять, находясь в седле, его центр смещался вниз, располагаясь примерно в первой трети нижнего его конца. Лук со стрелами делался из лучшего бамбука. Для его изготовления несколько деревянных планок склеивались и обматывались тростниковой веревкой. На тетиву шли волокна конопли, сухожилия животных или шелк. Для стрел искали «бамбук 8-й Луны» (возрастом 3 года и 3 месяца). Готовые стрелы хранились в двух колчанах, первый был из ивовых прутьев и висел на боку, второй, закрытый, — за спиной. Самые длинные из стрел достигали 90 см. Кроме обычных стрел в колчане у воина находились стрелы со свистящим наконечником (кабура или хикимэ) для подачи сигналов, а также именные стрелы — для особого противника, почести за смерть которого отдавались только их хозяину. В отличие от европейских воинов японцы вынимали стрелы не только через плечо, но и снизу. Кроме боевых луков существовали луки для охоты, забав и ритуалов. Считалось, что «игра» на натянутой тетиве лука полезна для младенцев императорской крови, поскольку должна воспитывать храбрость и услаждать слух.

0

6

Японский лук юми (или о-юми) сохранил свою форму и размеры (от 180 до 220 см) с глубокой древности до наших дней. Его главная особенность заключается в том, что место, где накладывается стрела, расположено не в центре, как у большинства народов мира, а немного ниже. Сам лук изготавливался из многочисленных деревянных планок, скрепленных между собой и обмотанных тростниковой бечевкой. Такая форма и конструкция позволяли добиться большей дальности стрельбы (до 300–350 м!) и в то же время давали возможность стрелять с лошади всаднику.

Ай, к вопросу о том, мог ли Кюдзо или Хей "по-быстрому" изготовить штук 50 луков- НЕТ. процесс трудоемкий. Возвращаемся к оригиналу- луки в деревне БЫЛИ, хранились на складе.

0

7

starling
Супер!..
Пасиба огромное, теперь я только аналитику оставляю в статье.

Нижнее плечо яполнского длинного лука - не половина верхнего по длине, а - 1/3 часть общей длины лука.

Про трудоёмкость - знаю прекрасно.
Я вообще не рассматириваю реально вариант, что наши самураи могли луки сготовить, а на Голодных - по большей части, "танцуем от противного" и флудим.
;-)

0

8

Нижнее плечо - не половина верхнего по длине, а - 1/3 часть общей длины лука

ммм.... так, выходит, не учтена середина?
да, тема пока- жуткая помойка, просто побудиловка, где и что искать. допинаю, если соберусь.

0

9

Далее по тексту.

Японские Луки

Юми - общий термин для обозначения луков в Японии.

Дайкю или о-юми - динный асимметричный японский лук.
http://s54.radikal.ru/i143/0904/20/b3df1fafadfdt.jpg
Привет, Горобэй!.. ;-)

Сигэто-юми - это лук, который по всей своей длине был густо перевязан волокнаи ротанговой пальмы. В сущности, тот же дай-кю. Полагался только только генералам-тайсё. Ахха, вот ты что за зверь.. а я и забыла...
Поясн: Для укрепления стыков бамбуковых пластин лук переывязывали в нескольких местах волокнами ротанговой пальмы.

Сингэто - лук, обмотанный витками красного тростника на чёрной основе.
http://s55.radikal.ru/i147/0904/5b/048a25ca813ft.jpg
На фото он кверхормашками, сорри, какое есть.
Тот же дай-кю, если подумать.

Нукигомэдо - лук , сделанный из двух кусков соединённых короткой металлической рукоятью. Использовался в церемониальных случаях.

Юми-яри - "лук-копьё": на рога лука насаживались с помощью втулки два копейных наконечника длиной 7-10 см со втулкой, причём между втулкой и наконечником находилось наклонное плечо для закрепления тетивы. Полученное оружие совмещало в себе возможности лука и копья.

Ко-юми или сёкю - общий термин для «малого лука», не отличавшегося большой длиной, как дайкю.

Ханкю - сложносоставной практически симметричный лук 50-90см длиной, изготавливаемый с использованием дерева, китового уса и сухожилий. Ханкю, вероятно, происходит от корейского лука, который, в свою очередь, является разновидностью монгольского лука.
http://s54.radikal.ru/i146/0904/a8/17f26478509at.jpg

Таби-юми - складной ханкю, изобретённый и используемый синоби (ниндзя).

Каго-ханкю или риман-кю - разновидность ханкю, выполнена полностью из китового уса. В отличии от ханкю, он имел немного смещённую вниз рукоять и совсем короткие (в половину лука) стрелы. Каго-ханкю часто брали в дорогу даймё, так как он позволял стрелять не выходя из паланкина.
http://i049.radikal.ru/0905/dc/36ec762b247b.jpg (c)

Хока-юми - лук татарской формы, обычно сделанный из трёх или более видов бамбука.

Ёкю - практически тот же ханкю, но используемый для развлечения. (ханкю всё-таки боевое оружие).

Судзумэ-юми — охотничий лук.

Адзуса-юми - короткий лук, атрибут религии Синто. (по легенде Дзимму-Тэнно сын Аматэрасу разгонял с его помощью демонов. Изготовлен из древесины адзуса ака катальпы).
В обрядах синто используют адзуса-юми чурного и красноо цветов.
http://s42.radikal.ru/i096/0904/f5/2ce7b27e83c1t.jpg

Хама-юми - так же синтоисткий короткий лук. Вроде как защищал людей от демонов... (ОМГ, срочно надо учить инглиш!..) Источник инфы на английском.
http://s58.radikal.ru/i162/0904/6a/ec0cd826631bt.jpg

"Вооружение самураев" К.С. Носов

0

10

Кайф.
я тя обожаю.

но тебе действительно было интересно обсуждать серьезно*так выглядело* возможность изготовления гениальным Кю луков на поток?:)

0

11

starling
Ещё картинок накидаю, если сейчас откопаю подходящие, по некоторым видам так и не нашла ни фото ни подробной инфы...
Потому и зависла с разбором.
;-)

Да мне это по-приколу, если честно. ; - )
Просто - треплешься вроде о какой-то фигне, а  потом доходит что-то попутное совершенно не о том, потому что мысль зацепилась...
Разумеется, я ни на миллиграмм не верю,ч то Кю - займётся чем-то вроде этого.
А может - просто поспорить захотелось, а тут чел с такой теорией подвернулся...

0

12

Составные чати дайкю (да и для любого юми то же самое, вобщем-то)
http://i015.radikal.ru/0904/30/96b552297889t.jpg
http://s51.radikal.ru/i134/0904/4f/3ba8793b07ec.jpg
Увы, настолько подробное пояснение есть только на английском.
Источник инфы. Английский.

Носова попозжа кину, там меньше частей описано.

0

13

По изготовлению и составу

http://s41.radikal.ru/i091/0904/15/0bd45dbb5f96.jpg
Детали лука дайкю:
Дзюхацу — утоньшение на концах плеч лука перед рогами, на которые ложится тетива.
Ката — плечо.
Юдзука — рукоять.
Ю-хадзу — концы.
Отоканэ — рога.
Цуру — тетива.

Древние луки юми были простыми, то есть были сделаны из одного куска древесины.

Ниже - о большом боевом луке дайкю (или о-юми). Средняя его длина была 2,2 м, но некоторые известные экземпляры имели длину 2,5-2,8 м. Сила натяжения го столь большого лука даже простой конструкции должна была быть значительной.

Уже в начале периода Хэйан (794-1185гг.) цельные луки стали дополнительно усиливать бамбуком на той стороне, которая дальше всего от стрелка, когда он натягивает лук. К середине этого периода лук был уже усовершенствован дополнительной дополнительной облицовкой бамбука внутренней стороны древка лука.
В период Муромати (1333-1573гг.) деревянную основу лука стали покрывать бамбуком со всех четырёх сторон, а затем и делать почти целиком из бамбука. Вместо использовавшейся прежде дереянной сердцевины, теперь между лицевой и тыльной сторонами древка луа приклеивались перпендикулярно друг другу три или четыре бамбуковые планки, а дерево использовалось только в качестве оболочки по бокам. Это ещё более увеличило его мощность.
Полученный, уже сложный по конструкции, лук имел ненадёжные места – стыки с бамбуком; их приходилось укреплять, перевязывая волокнами ротанговой пальмы в разных местах. Переплетения из волокна ротанговой пальмы и кожи создавали и рукоять.
На концах плечи лука (ката) имели характерный изгиб, образуя рога, к которым крепилась тетива. Рога покрывались металлом и назывались отоканэ; при выстреле тетива ударяла по ним, издавая звук часто используемый для подачи сигнала. Например, когда утром императору требовалась вода для умывания, трое из его слуг подавали об этом сигнал, издавая звенящий звук на луках.
Иногда на рога лука насаживались с помощью втулки два копейных наконечника длиной 7-10 см со втулкой, причём между втулкой и наконечником находилось наклонное плечо для закрепления тетивы.

Для придания луку характерного изгиба мастера по изготовлению луков юмиси использовали большой деревянный блок юдамэ с прорезями, один конец которого лежал на полу (распорка от него упиралась в потолок), а другой был приподнят над землёй примерно на 0,5 метров.

Тетива лука цу-ру (известная также как цура или цурао) делалась специальными мастерами цура-саси из растительной ткани, обычно из пеньки, китайской крапивы или шёлка (шёлк, как правило, использовался для церемониалььных луков), и покрывалась воском, чтобы поверхность была твёрдой и гладкой. Тетива сильно различалась по качеству – от прочной, сильной тетивы для боевых луков, до мягкой и эластичной (кусунэ), используемой в основном для спортивных и охотничьих луков.
Верхний конец тетивы был обмотан красной шёлковой нитью, нижний – белой. Петли чаще всего не были частью тетивы. Их заменяли деревянные крючки или они делались из отдельных шнуров, как в Китае. Верхняя петля имела и ещё дополнительную шёлковую петельку, чтобы тетиву можно было держать зубами, оставляя обе руки свободными для натягивания лука. Сила натяжения таких луков (го) была очень велика. В некоторых случаях один человек не мог справиться с луком. Одним из способов оценить силу лука было – сосчитать, сколько надо человек, чтобы натянуть его. Лук, тетиву на который можно было надеть только после того, как его согнут два человека, назывался саннин-бари. Запасную тетиву гэ-эн носили в колчане, или на специальной камышовой или кожаной катушке цурумаки, часто богато украшенной.
Почти все традиционные луки покрывались лаком для защиты от влаги склеенных частей, чтобы они не ослабели. Самая популярная цветовая гамма – чёрный лук с красной обмоткой. Вне боя, в дороге или при хранении, лук для защиты помещали в завязывавшийся на концах матерчатый налуч.

Безусловно, сложносоставные луки азиатских кочевников были известны и в Японии, но японцы их применяли редко. Такой конструкции делались только короткие луки (см. ниже). Вероятной причиной этого факта может быть то, что для таких луков необходимы рога и жилы, а скота держали немного, потому что большинство японцев были буддистами и для них было отвратительно есть мясо и вообще касаться чего бы то ни было, что происходит от мёртвых животных.

Из "Вооружение самураев" К.С. Носова

0

14

охх,сложно.

0

15

Колчаны японских лучников.

Стрелы носили в колчанах, прикрепленных сбоку или за спиной.

Все колчаны — военных, охотничьих и декоративных — можно разделить на две группы: открытые и закрытые.

Открытые.

В открытых стрелы были отделены одна от другой; таким образом сохранялись их перья, и стрелок в любой момент мог ими воспользоваться. В таких открытых колчанах могло помещаться до 50 стрел, хотя обычно было 24.

хира-янагуи - самый древний колчан открытого типа, был очень широкий и плоский, с твердой задней стенкой.
http://i039.radikal.ru/0905/a3/f9777438dc71.jpg

Эбира - тип открытого колчана, сменивший хира-янагуи. Привязывался специальным кожаным поясом к талии на правом бедре.
http://s61.radikal.ru/i174/0905/e7/541ae656b2d4t.jpg (с)
http://s47.radikal.ru/i117/0905/97/eb8a9de52959t.jpg (с)
Этот колчан очень походил на маленькое креслице с высокой ажурной спинкой и сиденьем из бамбуковых прутьев или полосок шкуры. Стрелы вставлялись в промежутки между прутьями, а древки свободно привязывались веревкой к спинке. Чтобы вытащить стрелу из такого колчана, надо было захватить ее над наконечником, поднять над сеткой из прутьев и затем продвинуть вперед, чтобы древко не касалось веревок.

Кари-эбира - колчан эбира, покрытый мехом и использовавшийся на охоте.

Хэйкороку - открытые богато декорированные колчаны, носила дворцовая стража дзу-идзин; в них стрелы были выстроены за спиной подобно павлиньему хвосту.  Период Нара, 710—794 гг.
http://s58.radikal.ru/i159/0905/52/479b1728be51.jpg

Сико - рапространённый колчан открытого типа.
http://s40.radikal.ru/i087/0905/54/3514c75ea2b6t.jpg (с)
Попадался часто, а конкретной инфы - увы... - (

Закрытые.

Дохё-яри - большой древний колчан. 

Ядзуцу (или яцубо) - легкий колчан, похожий на небольшой ящичек-футляр.
http://s45.radikal.ru/i108/0905/89/0af46468e4f6t.jpg

Цубо-ямагуи - колчан в форме вытянутого футляра или кувшина.
http://i029.radikal.ru/0905/00/07a94646d179.jpg  (с)
В чём разница - я так и не поняла.

Уцубо - новый тип, вытеснивший старый эбира.
http://i009.radikal.ru/0905/87/9fc1beccbed6t.jpg (c)
http://s46.radikal.ru/i112/0905/b9/ad2fe0e70e5et.jpg (с)
Большей частью колчаны уцубо были более или менее цилиндрической формы с закругленным верхним концом и с закрытым крышкой отверстием сбоку ближе к основанию. Их носили на правом бедре и крепили ремнями и шнурами; чтобы достать стрелу, крышку отбрасывали в сторону, и стрела выталкивалась вниз. В остальное время крышка застегивалась ремнем.
В период Муромати колчаны - это еще простые утилитарные вещи, закрытые матерчатым чехлом ябукуро, украшенным цветными полосками и фамильными гербами мон. Помимо того, что эти чехлы защищали колчан и стрелы от непогоды, они, вероятно, служили для идентификации частей на полях сражений.
В этих закрытых колчанах стрелы были надежно защищены от капризов погоды, но они были весьма неудобны, когда надо было быстро пускать одну стрелу за другой. Тем не менее, хотя перья могли оказаться несколько помятыми, если стрелы были непрочно закреплены внутри, конные лучники все-таки предпочитали закрытые колчаны, потому что они лучше защищали стрелы при быстрой езде (часто по пересеченной местности) в любую, даже самую плохую погоду.

http://s53.radikal.ru/i141/0905/2a/c9df5a9a4badt.jpghttp://s44.radikal.ru/i106/0905/e8/28d2cb400646t.jpg (c)
Позднее уцубо стали весьма разнообразными: у некоторых верхняя часть раздувалась как воздушный шарик, другие были тщательно отлакированы и покрыты мехом.

0

16

Теории асимметричности.
Graham Ashton
(перевод И. Левашов)

http://s39.radikal.ru/i085/0905/88/9f554c187d07t.jpg

Есть несколько теорий о причинах такой формы луков.

1. Шея лошади

Теория: Большинство самурайских лучников были конниками, поэтому было важно, чтобы нижнее плечо было коротким, чтобы лучнику было удобней перекидывать лук через шею лошади по направлению стрельбы.
Но: Эта история хорошо объясняет, почему нижнее плечо было коротким, но она оставляет без внимания то, почему верхнее было длинным. Ведь тот тип лука, который использовали конники на ближнем востоке и в средней Азии, имел оба коротких плеча. В тоже время он был очень эффективен в руках конных лучников.

2. Охотники

Теория: Во многих случаях японский стиль охоты предполагал долгую засаду в положении «лёжа». Охотники не преследовали дичь. Они могли либо лежать либо сидеть ожидая добычу под покровом ветвей. Именно поэтому нижнее плечо должно было быть коротким.
Но: Опять же объяснение упускает из виду факт, что верхнее плечо было длинным. На самом деле охотник также как и всадник пожелал бы лук короткий и сверху и снизу, ведь длинное верхнее плечо неудобно при охоте. Оно задевает ветви деревьев и может выдать охотника.

3. Бамбук

Теория: Стебли бамбука, как и большинства других растений плотнее к низу. Это вынуждало мастеров изготавливать длинные верхние плечи, чтобы компенсировать силу нижних.
Но: Это в корне неверно. Всякий, кто имеет элементарное представление о стрельбе из лука, должен знать, что мастер-лучник в состоянии подобрать планки с равной плотностью и упругостью. Так поступали во всём мире, и только бедные японцы не догадались...

На самом деле составная конструкция японского лука показывает то, что японские мастера владели всеми секретами обработки дерева и конечно знали всё то, что европейские и турецкие.

Теория "положение кисти"

Приведённое ниже покажет, что можно держать лук довольно крепко и удобно, если даже он асимметричен.
Аргумент происходит от двух других японских боевых искусств – Карате-До и Йай-До.
Как одна, так и другая система приводит нас к единственному выводу. Диаграмма показывает векторы давления в кулаке карате.
http://s56.radikal.ru/i154/0905/6a/a631af245369t.jpg
http://s49.radikal.ru/i124/0905/d9/97f27f313d61t.jpg
Та же позиция требуется для жесткого захвата катаны – или другого меча.
http://s46.radikal.ru/i112/0905/df/0d1100932aa4t.jpg
Важность отношения между кистью и рукой постулируют все боевые искусства. Для крепкого захвата необходимо проецировать энергию так, чтобы вектор направления силы был прямым.

Нижняя диаграмма показывает, что наилучший захват предмета возможен только, когда единая линия предплечья и кисти находится под углом примерно 65 градусов, то есть вектор направления силы прямой.

Жесткий захват.

Здесь видно (картинка выше), что предмет держать очень удобно и естественно именно в таком положении. Понятно, что и лук таким образом держать удобнее. Этот захват в Кьюдо называется Тенучи "tenouchi" , способ, которым японский лучник держит Юми.

Для контраста ниже приведён европейский захват длинного лука
http://s59.radikal.ru/i164/0905/df/7521e1bc90b0t.jpg

А на этой диаграмме видно, где проходит касательная 65 градусов у симметричного лука. Видно также насколько точка западного захвата завышена относительно естественного.
http://s52.radikal.ru/i138/0905/08/25eb118fb95dt.jpg

Зато в натянутом Юми точка обычного захвата совпадает с точкой естественного хвата предмета.
http://s59.radikal.ru/i164/0905/a2/f2c807a35336t.jpg

Статья полностью.

0

17

Янонэ - наконечники стрел японских луков.

Янонэ (или ядзири) изготовлялись специальными кузнецами. Иногда последние ставили свою подпись или на самом клинке, или мельчайшими иероглифами на хвостовике.
Наконечники были самых разнообразных форм, размеров и делались из различных материалов в зависимости от назначения.
Например, в знаменитых собачьих охотах инуои и стрельбе по собакам инуоумоно пользовались тупыми стрелами мато-я с грушевидными деревянными наконечниками ки-хоко.
Стрелы с костяными или роговыми наконечниками назывались цуноги и использовались для охоты.
Наконечники боевых стрел, конечно, были стальными.
Многие наконечники были огромных размеров и часто со множеством ажурных украшений; очевидно, они не предназначались для стрельбы, а использовались при различных церемониях.
Для сотен видов наконечников существовали или придумывались позднее самые причудливые названия, но все это множество вариантов можно условно разбить на четыре большие группы:

1. Узкие четырехгранные наконечники.
Они имеют квадратное или ромбическое сечение и называются по тому предмету, который напоминают.

Как и граненые европейские наконечники, они предназначались для глубокого проникновения в тело и для пробивания доспехов. Большинство боевых стрел имели наконечники этого типа.

Янаги-ба - "лист ивы"
http://s52.radikal.ru/i135/0905/d8/83a0a1f7ff88t.jpghttp://s54.radikal.ru/i143/0905/b0/8bd70d9e0831t.jpg (c)

Саса-но-ха - лист бамбука.
http://s53.radikal.ru/i139/0905/0c/de0a0cefce9a.jpg (с)
http://s49.radikal.ru/i126/0905/17/d01684323428t.jpg(с)

Тогари-я - очень узкие остро заточенные наконечники
http://s40.radikal.ru/i088/0905/8a/0a2b03879324t.jpg (с)

Цубэки-нэ - реже встречавшиеся наконечники в форме зубила , использовавшиеся для пробивания дна вражеской лодки.
http://s47.radikal.ru/i116/0905/1f/4e34b84e8f2c.jpg (с)
http://s56.radikal.ru/i153/0905/4f/53aa23ce9fed.jpg (с)

Химэ-кабура - у этого наконечника вместо двух граней имелись долы.

2. Хира-нэ - заостренные, широкие, плоские наконечники.
Они имеют форму основания утюга и в сечении плоские с узким острым лезвием. Они чрезвычайно разнообразны и часто имеют перфорированный геральдический или цветочный узор.
Значительно реже встречаются экземпляры со стихами или другими иероглифами, у которых почти вся площадь клинка покрыта украшениями, за исключением лишь узкой полоски лезвия.
Некоторые историки считают, что они применялись против противника высокого ранга, другие — что их выпускали в знак поражения, однако и то и другое весьма маловероятно. Скорее всего, они использовались против противников без доспехов, для нанесения им широких ран или порезов.
 
http://i027.radikal.ru/0905/ff/491d40e3ed7ct.jpghttp://s55.radikal.ru/i150/0905/b1/40fe78c2b5ebt.jpg (с)
http://s53.radikal.ru/i141/0905/4d/6ec291aee233t.jpg (с)

3. Каримата - раздвоенные (вилкообразные) наконечники.
По размеру они бывают от 2 до 10 см шириной.
Большей частью они, вероятно, использовались для охоты, но их также можно видеть и на свитках батальных полотен. Высказывались предположения, что они служили для перерезания шнуров, удерживавших доспехи противника, и для повреждения такелажа судов.
Несмотря на то что имелось четыре оперения для предупреждения вращения стрелы, надо было быть исключительным стрелком, чтобы попасть в шнуры или такелаж под нужным углом, не говоря уже о трудности этого для всадника в бою.
Скорее всего, раздвоенная стрела предназначалась для повышения шансов на попадание в цель благодаря увеличению ширины наконечника.

http://s52.radikal.ru/i135/0905/89/fc7d479153a2t.jpg (с)
http://s50.radikal.ru/i130/0905/02/cbc333f95f95t.jpghttp://s47.radikal.ru/i115/0905/ea/da3831734bd4t.jpghttp://s42.radikal.ru/i095/0905/1f/7e50fbc84907t.jpg (с)

Привет, Горо и Кацу!

4. Зазубренные наконечники ватакуси.
Они имели зубцы или усики, направленные в противоположную сторону от острия наконечника. Такую стрелу можно было вытащить только с противоположной стороны, проткнув человека насквозь.

http://s39.radikal.ru/i086/0905/a1/b1605d08b6f5t.jpghttp://i061.radikal.ru/0905/dd/feb8d3fecaf7t.jpg (с)

По материалам книги Носова "Вооружение самураев".

Различные виды наконечников по книге Oscar Ratti и Adele Westbrook Secrets of the Samurai: The Martial Arts of Feudal Japan:
http://s49.radikal.ru/i125/0905/93/3d9d005e2254t.jpg http://s49.radikal.ru/i124/0905/3a/b744748d3369t.jpg http://s47.radikal.ru/i116/0905/bb/e7219948175ft.jpg
http://i050.radikal.ru/0905/e4/c1db5c3750b5t.jpg http://s52.radikal.ru/i136/0905/d8/388e47900aeft.jpg

Приведенное деление весьма условно, так как встречались различные комбинации вышеприведенных типов. Например, наконечник мог быть узким граненым (тип тогари-я) и вместе с тем иметь зубцы (тип ватакуси). Или нередко можно видеть плоские ажурные наконечники (тип хира-нэ) с загнутыми вниз усиками (тип ватакуси).

Это не всё, просто общие сведения...
Кое-что попозднее обновлю.
Что-то в процессе буду переводить с английского, сейчас просто некогда...

+1


Вы здесь » 7 самураев - 7 богов » Оружейная » Японский лук