Ситиродзи:
вакидзаси, танто, хамидаси, айкути?
От автора:
Заранее прошу прощения за вероятную необъективность: для человека, не являющегося специалистом в данной области, крайне заносчиво брать на себя задачу проанализировать оружие, и уж тем более – анимешное...
Искренне надеюсь, что эта не очень умелая попытка разобраться в этом вопросе так или иначе поможет общими усилиями найти истину в отношении оружия любимого нашего "боевого вертолёта" Ситиродзи. =)
Суть вопроса:
За поясом Ситиродзи находится некое дополнительное оружие (назовём так, в дальнейшем – ДО). Что это может быть?
Ниже приведена попытка анализа ДО и сравнение его с исторически-возможными прототипами.
База:
В аниме Ситиродзи не применяет (насколько я помню, елси пропустила - поправьте, пожалуйста!) своё "дополнительное" оружие, всегда управляясь только катакама-яри (почему катакама-яри, а не кама-яри - будет позднее).
Потому судить о том, что конкретно это может быть – сложно.
Попытка анализа основана на изучении скринов, модели персонажа и его изображении на официальной обложке (пусть это и "авторское" видение, но сбрасывать со счетов всё же не стоит) и аниме (которое само по себе не даёт чёткого конкретного определения).
Часть 1, свойственная.
Кто - какой.
Т.к. нельзя привести скрин использования ДО в сериале, то руководствуемся моделью.
По изображению на модели – полное отсутствие цубы (гарды) как таковой.
Оформление – простое покрытие красным лаком ножен и рукояти. "Под катакама-яри" – "просто трубочка", в умелых руках смертельная.
Переход от одного к другому – чёткая линия, подогнано точно одно к другому, но ничего больше.
Рассмотрим общие описания оформления рукоятей (поправьте, пожалуйста, если ошибаюсь) для:
По ссылкам-словам - картинки, в скобочках - источник.
1. Малый меч вакидзаси (Wakizashi).
(.jp)
Для него характерно практически полное соответствие (в уменьшенном размере) катане, т.е.: рукоять как у катаны, со всеми же составляющими, т.е. цубой (.com),(гардой, с прорезями "ана" (.org) в ней под размещённые в ножнах в специальных пазах (.jp) рукояти когай (.com) (шпильки) и когатаны (.jp) (маленького "подсобного" ножичка) - однако, наличие этого не является непременным), фути (.com) (муфта на рукояти за цубой), мэкуги (.es) (штырёк, фиксирующий рукоять), касирой (.com) ("хвост" рукояти, обязательно в одном стиле с фути) и оплёткой (.com).
Заднюю сторону, на которой может располагаться когатана, мы не видим.
Мэкуги - есть. Касира - наличие спорно, скорее нет, чем да.
Ничего из остального в случае ДО нет.
Все нижеперечисленные ножи относятся к т.н. ёрой-доси (т.н. «протыкатель доспехов»).
2. Нож танто (Tanto) – в значении конкретно боевого ножа.
(.com)
Для него характерны так же соразмерная длине клинка цуба (с выемками в ней под размещение в ножнах в специальных пазах когай и когатаны, хотя в случае танто это необязательно), детали рукояти: касира, мэнуки, фути, и оплётка (один из классификационных признаков танто).
Когатана и мэкуги – см.выше.
У ДО нет цубы, оплётки, фути.
3. Нож хамидаси (Hamidashi).
(.com)
Боевой нож, во всем аналогичный танто, за исключением цубы, которой у него просто нет. Клинок отделяется от ножен и рукоятки небольшим приподнятым пояском, образующим с окантовкой устья ножен словно бы две половины одного целого. Но – для него так же характерна оплётка (один из классификационных признаков хамидаси).
4. Нож айкути (Aikuchi).
(.jp)
Отличительной особенностью айкути является почти никак не обозначенный переход к клинку (разве что - тонкий ободок, выполненный из металла или непосредственно из «тела» самой рукоятки).
Классическое оформление айкути – это именно что гладкая рукоять из дерева или кости. Гладкая – или резная. Так же практиковалась отделка кожей ската (.com), а в оооочень редких случаях – оплётка.
Но если рассмотреть основной "нерезной" вариант...
В этом случае материал и оформление ножен как бы продолжают рукоятку, так что нож выглядит единым стилевым блоком. Линия стыка порой вообще незаметна или обозначена настолько слабо, что возникает сомнение — с какой стороны браться. Особенно это присуще изделиям из полированной древесины и кости, в которых нет металлических деталей, кроме клинка.
Ножны айкути редко снабжались пазами для когатаны и когай, тогда как для танто и хамидаси это является нормой.
(выборочно цитаты из книги Хорева "Японский меч. Десять веков совершенства.")
Что в данном случае мы и наблюдаем.
Точнее – ничего. =)
Вывод:
По описаниям (отсутствие большинства деталей рукояти, незаметный переход от рукояти к ножнам, предположительно - дерево) ДО имеет больше сходства с айкути чем с чем бы то ни было ещё.
На этом можно было бы и остановиться, но попробуем подумать ещё немного в отношении других факторов...
Часть 2, считанная.
Размер имеет значение?..
Теория:
Средняя длина для каждого типа: (на основании материалов из книг Носова и Хорева)
1. Вакидзаси:
Клинок: 30-60 см
Рукоять: полтора-два хвата ладони
2. Танто:
Клинок: 25 до 40 см
Рукоять: 1-1,5 хвата ладони
3. Хамидаси:
Клинок: по аналогии с танто: 25 до 40 см
Рукоять: 1-1,5 хвата ладони
4. Айкути:
Клинок: 10 до 30 см
Рукоять: 1-1,5 хвата ладони
Практика.
Раздраконим на кусочки картинку с обложки и модель.
Размеры-пропорции не меняем, просто разместим рядом для наглядности.
На расстоянии от конца рукояти до мэкуги (закрепляющий рукоять штырёк, здесь видна его головка) аккурат укладывается лапка Ситиродзи плюс, наверное, ещё немножко.
Едва ли ДО засовывался настолько глубоко за пояс, чтобы устье ножен было сильно глубже, чем верхняя кромка пояса-оби.
Далее. Разбираем модель.
Простите, мерялось субъективно на глаз. С японскими мечами-ножами- ножнами я, к сожалению, осмысленно не контактировала, так что судить об этом вообще крайне сложно.
Буду рада поправкам и уточнениям. =)
Даже если предположить, что картинка была "приплюснута-вытянута" – то едва ли это было сделано на разных участках с разными коэффициентами, или, проще говоря – пропорции в любом случае сохранились.
Судя по модели, рукоять относится к ножнам в пропорции примерно 3/4.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что расстояние от мэкуги до ножен – где-то 1/5 от длины рукояти.
Итого, на рукояти помещаются где-то 6/5 ширины ладони + пара сантиметров для удобства хвата, насколько я понимаю.
Ширина рукояти – на глаз – составит около где-то 1/4 длины рукояти, или даже чуть больше.
Длина самого клинка – с учётом того, что ножны длинней хотя в на 0,3см в толщину самого дерева и где-то столько же – на расстояние между кончиком клинка и началом ножен – будет составлять примерно: "длина рукояти минус 0,6см".
Ширина клинка: "ширина рукояти минус 0,6см". 0,6 – это считая 0,3 ширину ножен.
О параметрах самого клинка, таких, как форма, величина прогиба - ничего не известно.
Даже если забыть о расчетах, то и по арту и модели (простите, скрина подходящего пока не нашла, косодэ почти всегда закрывает Ситиродзи с боков): будь клинок длинней, конец ножен неизбежно бы выпирал бугорком на оби или даже высовывался из-за него, как это характерно для вакидзаси.
В данном случае мы этого не наблюдаем, ножны – не длинней ширины оби (на глаз около 20-25 см).
Математика.
Переведём абстрактные пропорции в реальные цифры.
Предположим, среднестатистическая ширина ладони – 11см.
Сити всяко крут, но руки у него вполне обычные, сильные мужские и вполне аккуратные по форме, не думаю, что бы шириной как "грабли-лопаты".
>__<;; Ну почему ни одного мужчины адекватного рядом, к кому можно с линейкой подойти "для научного интереса"?!.
В результате, цифры составят:
Длина рукояти: около 15см. Или 1,36 хвата ладони.
Ширина рукояти: 3,75см.
Длина клинка: 20 см
Ширина клинка: 3,15см
Вывод:
По цифрам получается, что ДО не может быть вакидзаси: не дотягивает до нижнего предела границы размеров ни рукояти, ни самого клинка.
Так же по размерам ДО не подходит под определение боевого танто или хамидаси.
Зато в самый раз для ножа айкути.
Если же предположить, что в расчетах произошла существенная ошибка и добавить ещё 5 см к обеим частям, то всё равно – до вакидзаси – не хватит длины клинка. Однако, тогда та же длина будет нижней границей для танто и хамидаси.
Т.е. - может быть с натяжкой.
Часть 3, переносная.
Где, с чем и как.
Способы ношения.
Вакидзаси – носится сбоку, как и катана. В зависимости от веяний моды или пристрастий владельца, его либо сдвигали почти на живот, либо ориентировали практически параллельно основному мечу. Его фиксировали с помощью шнура сагэо, продетого в специальную скобу куригата (Kurigata) на лицевой стороне ножен.
В отношении ножей существовала традиция, по которой они располагались сбоку, как вакидзаси, если их размер был достаточно велик (полагаю, танто и хамидаси длина которых свыше 30 см уже можно смело считать большим ножом), ножи среднего размера (предположительно, все 3 типа) – на животе, небольшие (айкути малых размеров) – где угодно в потайных кармашках, рукавах, итдтп.
Ситиродзи носит ДО именно на животе - сбоку незаметно никаких "выступов" под оби.
Однако, для человека, общающегося только с древковым оружием – во всех возможных пируэтах-прыжках с ним, откровенно отличающимся от техники общения с простым мечом – что-то выпирающее сбоку, как это неизбежно для вакидзаси, даже если его и сдвинуть наперёд, или упирающееся цубой в живот при плотном прилегании оби - будет чем-то лишним, отвлекающим.
Не находите?..
Из этого, даже не глядя на модель и скрины – по основным определениям 4х видов оружия (см. Ч.1) – уже можно предположить, что у Ситиродзи или хамидаси или айкути, небольшого размера и лишённые цуб.
Вывод:
По способу ношения и соображениям удобства в бою: хамидаси или айкути.
Часть 4, подходящая.
Одно к другому.
ДО Ситиродзи – явно сделано в пару к его катакама-яри. К сожалению, ничего конкретного по поводу того, какие именно мечи-ножи носились вместе с этим видом оружия, сказать пока невозможно, по этому поводу пока ничего не найдено. Но если найду... =)
Вакидзаси – обычно являлся парой именно к катане, и в ряде случаев самостоятельным оружием.
Танто – используется как пара к тати. И как дополнение к чему-то ещё. И как самостоятельный боевой нож.
Хамидаси – самостоятельный боевой нож+дополнение к чему угодно.
Айкути – см. аикути.
В Японии использование меча-ножа с древковым оружием было более чем нормой: при необходимости, можно привести множество гравюр, на которых воины с нагинатами-яри – и чем-то ещё за поясом или на подвесе.
Если это будет кому-то интересно – позднее выложу картинок в комментарии или вместо этой приписки.
Такой факт...
Ситиродзи не пользуется ДО. Оно не нужно ему для боя – скорее, это что-то для крайнего случая или некой необходимости, по которой он не может воспользоваться катакама-яри.
Картошечку, там, почистить... Верёвочку перерезать (хотя для вскрытия мешков с рисом он использует катакама-яри.) Вобщем, для бытовых нужд, may be?.
Точно неясно, он же им не пользуется!..
>__<;;
Нужен ли для подобного даже самый короткий вакидзаси, если Сити справляется со всем вообще при помощи катакама-яри?
+ Ситиродзи обладает многофункциональным протезом, позволяющим многие задачи решать при помощи скрытых устройсв. т.о. вопрос о необходимости и целевом применении ДО открыт.
Outsatiable
Вывод:
По размышлению над "парностью" и пооводам к теоретическому применению - так же можно предположить что это нож – айкути или хамидаси.
Часть 5я, замечательная.
Замечания по ходу дела.
ДО за поясом у Ситиродзи появляется только в Пещерах.
После того, как лодка отчалила от Светлячка. Первый раз ДО можно увидеть в момент, когда Ситиродзи объясняет Кикутё, что его имя не Момотаро (секунд через 7 после того, как самураи увидят Цитадель в Пещерах). В случае желания кого-либо удостовериться лично - скрины наготове, только скажите.
Отследить, когда именно и где он его взял – не удалось.
Часть 6я, глючная.
Божественный Ветер.
Дальнейшее является притянутой за уши вероятностью, и приводится скорее для обзора имеющейся версии (которая появилась при поисках общей инфы и зацепила идеей), чем для убеждения читающих в её правильности. Сама активно сомневаюсь, и чем дальше, тем больше задумываюсь...
Кто знает, что было на самом деле...
А теперь, копнём немного вглубь.
Последняя Война.
Был ли у Сити ДО уже тогда?
По скринам их сражения и его спасения – непонятно.
Но катакама-яри тоже нет ни там ни там (можно сделать скринов, если будет необходимость).
Однако, в мирной жизни для Сити едва ли была столь большая практика в обращении именно с этим оружием (особенно после замены руки на протез – катакама-яри всё-таки двуручное, осваивать двуручное оружие с нуля – это не лёгкая задача), значит – катакама-яри был в капсуле, спасшей жизнь Ситиродзи. А что мешает предположить, что ДО находилось там же? Или, скажем, было запрятано в краги перчаток, в голенище сапога, или хитроумный подвес под кителем (простите, не знаю, как называется их форма).
Об аналогиях по поводу формово-временных привязок уже говорилось в догадках по поводу меча Камбэя
Мечи, которые ушли в прошлое с поражением во Второй Мировой войне.
Ситиродзи – пилот.
Тихо, тихо ползи...
Пилот. Вторая Мировая...
Улитка, по склону Фудзи...
Пилот...
Вверх, до самых высот!...
Пилоты-камикадзэ брали с собой в кабину самолёта маленький нож – т.н. камикадзэ-айкути (так же называют камикадзэ-танто, на англ. – kamikaze dirk, однако по классификационным признакам – это именно тип ножа "айкути").
Однолезвийный слегка изогнутый клинок всегда имел муфту хабаки и часто дол. Ножны и рукоять деревянные. В отверстие в рукояти часто продевался шнур, который надевали на запястье.
Обычно камикадзэ-айкути хранились в специальном кожаном чехольчике.
(.jp)
Клинок в сирасайя (ножны для хранения).
Задокументированы (военное фото) пилоты-смертники незадолго до последнего вылета с полученными ножами именно в сира-сайя. Основной материал для ножен - розовое дерево, покрытое лаком.
Размер: В ножнах - до 25,4см, рукоять - до 9,5см, клинок - до 15,9см, ножны - до 17,5см.
При желании им можно было перерезать себе шейную вену, перед тем как поразить цель.
Ни один из экземпляров дошедших до нас камикадзэ-айкути не идентичны кусонгобу (кинжал для сэппуку).
Это было скорей идейным символом – меч в кабину брать было нельзя, чтобы не сбить приборы (металл, всё-таки), да и смысла, наверное... И этот небольшой нож давал ощущение того, что ты умираешь как мужчина – за свою страну с мечом в руках. Мнение, на самом деле, спорное... Верный ответ могут дать только сами японцы.
В источниках, которые были задействованы ("Вооружение самураев" Носов, "Японские гражданские и военные мечи и кинжалы" Фуллер, Грегори) – об этих ножах сказано немного.
Логично: те, кто носил их – брали их с собой в кабину перед тем, как уничтожить вражеский корабль.
Их соответственно мало в европейских коллекциях, а языковой барьер не даёт пока возможности уточнять по японским источникам.
Нет упоминаний о массовых заказах на камикадзэ-айкути, т.о. можно предположить, что вручение такого ножа перед последним вылетом – было делом каждого отдельного командира.
И делом достаточно личным.
Я понимаю, это крайне спорная версия...
Мог ли Ситиродзи готовить себя к подобной смерти в Последней Войне?
Мммм...
Не факт.
Но и не факт, что не факт.
Когда Камбэй кинулся на Крепость (кстати, не факт, что они тогда Столицу штурмовали и не факт, что это была самая последняя их битва) – Ситиродзи, как мне показалось, тоже направлялся тараном в ту сторону.
Не имея полного представления о ТТХ их транспорта, нельзя ничего сказать о том, как именно вёлся бой и как Ситиродзи собирался действовать.
По-поводу самого камикадзэ-айкути – по размерам явно не совсем то... Хотя я могу просто ошибаться в расчётах
Просто глюкнулось идеей и захотелось её озвучить.
=)
Часть 7я и последняя.
2+2=?
Вероятно, будет дописана по ходу обсуждения, однако – сама же склоняюсь к версии, что перед нами всё-таки ни что иное, как нож айкути.